Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Локальные акты школы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся
Приказ МКОУ «Краснознаменская сош» от 28.10.2021 г. № 124 "Об утверждении плана мероприятий МКОУ «Краснознаменская сош», направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2021/2022 учебный год" Подробнее
план мероприятий МКОУ "Краснознаменская сош"
план мероприятий филиала МКОУ "Краснознаменская сош" Кузнецовская сош
план мероприятий филиала МКОУ "Краснознаменская сош" Новофирсовская оош
Нормативные правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующие вопросы формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО" Подробнее
Письмо Министерства просвещения РФ от 15.09.2021 № АЗ-581/03 "Об организации работы по повышению качества образования в субъектах РФ" Подробнее
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" Подробнее
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" Подробнее
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" Подробнее
Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 20.09.2021 № 1160 "О формировании и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Алтайского края в 2021/2022 учебном году" Подробнее
Приказ Комитета по образованию Администрации Курьинского района от 27.10.2021 № 134 "О формировании и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2021/2022 учебном году" Подробнее
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:
Методические рекомендации для учителей и родителей Подробнее
Рекомендации по формированию читательской грамотности Подробнее
Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя Подробнее
Функциональная грамотность для педагога Подробнее
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
Электронный банк заданий по функциональной грамотности Подробнее
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» Подробнее
Банк заданий PISA Подробнее
Мастер-классы PISA Подробнее
Издания центра ГГТУ Учитель будущего Подробнее
Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA Подробнее
Читательская грамотность Подробнее
Математическая грамотность Подробнее
Финансовая грамотность Подробнее
Естественнонаучная грамотность Подробнее